Четверг, 25.04.2024, 08:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Я рядом...

Книжная полка

Главная » Статьи » Психология семьи и брака » Отцы и дети

Принципы воспитания
Существует множество мифов о том, что является наказанием, а что есть поощрение. Родители часто ошибочно используют разнообразные способы наказания или поощрения, которые оказывают равно противоположный эффект.

Давайте рассмотрим эти мифы поподробнее.

"Потенциал" ребенка

Самый общий пример – когда указывается на потенциал ребенка. У родителей может существовать привычка говорить в различных ситуациях:
Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?
Ты можешь это сделать, если только будешь работать!
"Четверка" вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться "пятерки".

Эти и подобные комментарии одинаково снижают уверенность ребенка в своих силах. На самом деле они выражают только то, что ребенок не достигает того, что ему следовало бы достичь, что он увиливает от работы и этим разочаровывает родителей.

Награда за успех, наказание за неудачу

Еще один миф, что ободрением служит награждение за достижения и наказание за неудачу. По всей видимости, мы живем в обществе, где это заблуждение очень распространено. Часто родители и учителя считают, что ошибки детей должны быть определенным образом исправлены для предотвращения их дальнейшего повторения. Если ожидать от ребенка только успеха, то в конце концов окажется, что ребенок не умеет справляться с неудачами. Даже маленькие неудачи ввергают его в отчаяние и у него опускаются руки. За успех стоит хвалить, а за неудачу не надо ругать и не надо исправлять каждую неудачу. Спокойно относитесь к неудачам вашего ребенка, их еще много будет в его жизни.

Поощрение соревновательности

Наличие соревнования в областях, в которых оно совершенно излишне, – это почти бич нашего общества. Практически любой человек может вспомнить, как в детстве ему ставили в пример кого-то. Однако в человеческих отношениях соревновательность почти сразу превращается в соперничество. Где соперничество, там злость, досада, неустойчивая самооценка. Вспомните, как вы относились к тому ребёнку, которого вам ставили в пример родители. Этим, кстати, объясняется тот факт, что часто в современных школах дети не любят отличников. Очень метко, на мой взгляд, выразилась на эту тему одна девочка, заявив: "Я просто не могу хорошо учиться, тогда все в моём классе решат, что я – полный отстой". Соревновательность – неотъемлемая часть множества семей и образовательных учреждений, основа стремления к достижениям. И хотя успешность семьи скорее зависит от сотрудничества, а не от соревнования, многие семьи продолжают придерживаться именно этого принципа. Следовательно, непродуктивно поощрять соревновательность в семье.

Похвала вместо поощрения

Многие взрослые не видят разницы между похвалой и поощрением. Хотя разница между ними существует, и немалая. Похвала в нашем обществе в основном направлена на человека, что-то совершившего: "Ты такой молодец – сумел закончить четверть на одни пятерки". Такие утверждения влекут за собой вывод: "Буду ли я по-прежнему "хорошим", если мне не удастся получить одни пятерки?" Или, возможно, более тонкий намек: "Для того, чтобы быть одобренным, мне придется быть совершенным". Более уместен комментарий, высказанный в таком сообщении: "Это просто замечательный табель, ты должен быть по-настоящему рад". Или же, в случае табеля с плохими оценками: "Что ты думаешь по поводу своих оценок? Ты хочешь об этом поговорить? Могу ли я чем-нибудь помочь?" Основной принцип заключается в поощрении действия, усилия и в одобрении и поддержке любого результата.

Часто родители, стремясь подбодрить своего ребенка, неправильно используют похвалу. Они могут похвалить ребенка тогда, когда и результат, и усилия незначительны или неудовлетворительны. Обычно ребенок понимает такую неискренность и еще больше укрепляется в чувстве своей неполноценности.

Слова, которые укрепляют в ребенке уверенность в своих силах:


- Ты хорошо делаешь. Следует поощрять детей тогда, когда они этого не ожидают. Выделяйте какое-то полезное действие, совершенное ребенком или участие ребенка в чем-то полезном.
- Ты определенно стал лучше учиться (поддержание порядка в своей комнате, спортивные достижения...). Обычно дети очень стараются, если могут увидеть какие-то улучшения. 
- Мы любим тебя, но нам не нравится то, что ты делаешь. Ребенок никогда не должен думать, что его не любят родители, даже если он совершил ошибку или повел себя плохо.
- Ты можешь мне помочь... ты мне помогаешь... Дети хотят быть полезными, но иногда мы не даем им такой возможности.
- Давай попытаемся вместе. Дети, считающие, что они должны все делать идеально, часто боятся попробовать что-то новое из-за страха совершить ошибку.
- Итак, ты совершил ошибку! И что ты из этого извлек? С тем, что произошло, уже ничего не поделаешь, но человек всегда может чему-то научиться на своих ошибках.
- Продолжай попытки. Не сдавайся. Это может помочь детям, которые готовы сдаться, когда они не добились успеха.
- Я думаю, ты сможешь выправить положение дел, но если тебе понадобится моя помощь, я всегда готов это сделать. Взрослым нужно выразить уверенность в том, что дети в состоянии решить свои проблемы, если им предоставить такую возможность.
- Я понимаю, что ты чувствуешь (не с сочувствием, а с сопереживанием), но я уверен, что ты с этим справишься. Здесь снова выражается уверенность, что ребенок может справиться со своими проблемами.
- Я заметил, как упорно ты над этим трудился. Я по-настоящему восхищаюсь твоим упорством и способностью не сдаваться. Дети испытывают удовлетворение, когда их усилия замечены.


Слова, снижающие уверенность в своих силах:


- Ты мог бы сделать лучше.
- Давай я покажу тебе как делать.
- Если это могут сделать дети младше тебя, то сможешь и ты.
- Не испачкайся.
- Будь внимателен.
- Я уже говорил тебе тысячу раз.
- Когда ты станешь ответственным?
- Если бы ты только прислушался ко мне...
- Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?
- Ты можешь это сделать, если только будешь работать. 
- "Четверка" вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться "пятерки"
- Ты такой молодец – сумел закончить четверть на одни пятерки. 
- Я в твои годы учился на одни пятерки.
- А вот твой сосед делает это лучше.
- Твой брат учился лучше.
- Если бы ты постарался, то тоже смог бы учиться (стать таким общительным, спортивным... и проч.), как твоя сестра.
- Ты совершил ошибку? Ничего страшного. Это вполне хороший результат для тебя...



Источник: http://www.7ya.ru
Категория: Отцы и дети | Добавил: Admin (03.12.2009) | Автор: Инна Хамитова
Просмотров: 1129 | Теги: психология семьи, воспитание, детская психологи, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Как Вы обычно снимаете напряжение?
Всего ответов: 60
Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0