В последнее время психология стала очень популярной наукой. Если раньше вузов, выпускавших психологов, были единицы, то сейчас только в Москве насчитывается более пятидесяти учреждений с такой специализацией, не считая курсов, частных учебных заведений и различных психологических обществ. Столь высокий интерес к психологии с одной стороны радует, с другой - внушает тревогу. Распространение науки отражается на уровне профессионализма тех, кто ею занимается. "Психология теряет статус науки и приобретает статус кулинарии". Наша задача, как квалифицированных психологов - поставить вопрос о том, что такое психология. Вопрос о предмете психологии регулярно ставится в течение всего времени существования этой науки, и это нормально.
По словам профессора, члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова, есть два вненаучных фундаментальных вопроса, без которых научное знание не может быть полным. Это вопросы о происхождении и о предназначении человека. В этом ключе появляется такая тема, как богословие. В. Слободчиков уверен, что психология и богословие могут взаимно обогатить друг друга. Он призвал отказаться от переименования психологических категорий в богословские и наоборот.
С мнением Слободчикова согласился декан факультета психологии Российского православного института священник Андрей Лоргус. "Понятия совести, души имеют собственное богословское содержание, и их не надо подменять психологическими терминами. Стоит просто подумать о том, как в психологии будут выглядеть богословские понятия", - заявил он. Одна из серьезнейших проблем заключается в том, что Христианство стало восприниматься как лечебница того, с чем не могут справиться медицина или психология. Не желая признавать свою болезнь, люди переименовывают ее в духовный недуг и идут в Церковь, ожидая от нее чуда.
Так и от современного психолога многие ждут волшебных превращений. Зачастую люди идут к психологу не для того, чтобы самостоятельно научиться разбираться в своих жизненных ситуациях, находить и принимать решение, а для того, чтобы психолог решил все проблемы. А когда этого не происходит, и человек понимает, что психолог не может прожить жизнь клиента и за него все решить, наступает момент встречи с самим собой, со своей совестью и познание своих сил. И, либо человек прерывает начатое совместнос с психологом "знакомство с собой", обижается и злится, либо принимает себя, таким каков он есть, без прекрас и иллюзий и осознает причины своих проблем, начиная понимать, что же на самом деле необходимо делать.
Озерова Анастасия,
|